В Щёлковском районе заработала горячая линия по приёму обращений и жалоб граждан: 8(496)56-6-74-91

Прокуратура сообщает

Социальные права не должны зависеть от регистрации

Социальные права не должны зависеть от регистрации

Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства.


В соответствии с ч.2 ст. 7 Конституции, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.


Статья 38 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей.


Вместе с тем, возможность реализации конституционных прав, направленных на защиту материнства и детства, нередко ставится в зависимость от каких-либо условий, как правило, связанных с наличием регистрации по месту жительства.


В одном из выпусков «Российской газеты» размещена публикация о том, что в Ростове-на-Дону чиновники отказали в просьбе поставить ребенка на очередь в детсад. Причина - у родителей не городская прописка, а областная, хотя уже шесть лет они живут в Ростове-на-Дону. Однако в отделе образования категорически отказались принимать документы.


"Без ростовской прописки не принимаем».


Чиновники руководствовались постановлением администрации города, вышедшем в 2013 году. Там написано, что основанием для отказа является "Отсутствие оформленной в установленном действующим законодательством порядке регистрации в городе Ростове-на-Дону".


Тем временем Верховный суд России четко постановил: отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией согласно положению статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 30.12.2012) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Кроме того, как указал ВС, положения местных постановлений носят всего лишь рекомендательный характер и должны соблюдаться с учетом установленных федеральными законами норм».


Данный случай не единичный. Подобные административные барьеры нередко становятся нормой и для Подмосковья, подрывая доверие граждан к представителям региональных органов власти.


Так, прокуратура Московской области провела проверку по обращению Уполномоченного по правам ребёнка в Московской области о нарушении прав детей-инвалидов в ряде районов Подмосковья.


Установлено, что приёмные родители, воспитывающие 11 детей-инвалидов в Московской области, обратились в территориальные


подразделения социальной защиты населения с заявлениями о назначении ежемесячных пособий.


Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства, уполномоченные органы отказали в предоставлении мер социальной поддержки детям-инвалидам из-за отсутствия у них постоянной регистрации по месту жительства приёмных родителей.


По результатам проверки прокуратура внесла министру социального развития Московской области представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое рассмотрено и удовлетворено.


В настоящее время дети получают предусмотренные законом пособия.


В Щелковской городской прокуратуре также неоднократно признавались незаконными отказы должностных лиц в предоставлении мер социальной поддержки по причине отсутствия постоянной регистрации, в том числе, семьям, обратившимся за получением статуса многодетных.


В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», действие настоящего закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.


Согласно положениям ст. 2 Закона Московской области № 1/2006-ОЗ меры социальной поддержки семьи и детей - меры, предоставляемые органами государственной власти Московской области с целью повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей.


В этой же статье дано определение многодетной семьи, согласно которому, многодетная семья - семья, воспитывающая трех или более несовершеннолетних детей.


Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области.


Согласно ч. 4 ст. 21 вышеуказанного Закона Московской области меры социальной поддержки многодетным семьям предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается Правительством Московской области, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).


Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 № 178/7 утвержден Порядок выдачи удостоверения многодетной семьи и образец бланка «Удостоверение многодетной семьи».


Удостоверение выдается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг лицу, состоящему в зарегистрированном браке, либо матери (отцу), не состоящим в зарегистрированном браке, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). Многодетной семье выдается одно удостоверение.


Для получения удостоверения заявитель представляет заявление о выдаче удостоверения с приложением следующих документов:


копия паспорта заявителя (супруга, супруги) или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (с предъявлением подлинника);


копии свидетельств о рождении детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) (с предъявлением подлинников);


документ, подтверждающий место жительства заявителя и детей (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц) в Московской области, если эти сведения не содержатся в документе, удостоверяющем личность; копия свидетельства о заключении (расторжении) брака (с предъявлением подлинника);


фотография заявителя (супруга, супруги) размером 3 x 4 см.


Дополнительно заявителем, при необходимости, представляется:


копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) — в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство; копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) — в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей);


копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) — в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер.


Таким образом, при подтверждении факта постоянного проживания в Московской области документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства, не требуется.


В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, и ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.


А поскольку речь идет о детях, то в данном случае необходимо руководствоваться ч. 2 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой местом жительства лица, не достигшего 14 лет, признается место жительство его законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.


Таким образом, законодатель четко определил место жительство детей.


Согласно п. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.


Таким образом, из анализа положений статей 2 и 3 названного Федерального закона следует, что регистрация осуществляется в целях


обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.


Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2008 года № 619-О-П, «регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».


Конституционный суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года № 4 «По делу о проверке пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713», также указывает, что «сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства».


Регистрация граждан по месту жительства в Московской области рассматривается, как одно из условий предоставления предусмотренных мер социальной поддержки для лиц, имеющих место жительства в Московской области, но не является единственным законным подтверждением постоянного проживания семьи на территории Московской области.


Меры социальной поддержки гарантируются всем гражданам Российской Федерации по месту их жительства, т.е. в том субъекте Российской Федерации, на территории которого они постоянно или преимущественно проживают, в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами соответствующего субъекта, установленные с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.


Отказы в предоставлении семьям мер социальной поддержки признаются прокурором незаконными. Защита нарушенных социальных прав осуществляется в судебном порядке.


В настоящее время имеется вступившее в силу решение Щелковского городского суда Московской области, которым удовлетворены требования прокурора о признании за ребенком-инвалидом, воспитывающимся в приемной


семье, права на обеспечение мерами социальной поддержки в Московской области, несмотря на отсутствие постоянной регистрации.


Приемным родителям перечислено невыплаченное ранее пособие ребенку-инвалиду, а также произведен перерасчет 50% компенсации оплаты расходов за жилое помещение и коммунальные услуги.


Таким образом, высшие судебные органы и органы прокуратуры едины в своей позиции, направленной на устранение административных барьеров, препятствующих в реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации социальных прав и гарантий.


Старший помощник


Щелковского городского прокурора


советник юстиции А.В. Полякова


Смотрите так же:

Все новости ↓
Урок «Тонкий лед»

Урок «Тонкий лед»

Родители, отправляя своих детей в школу или детский сад, должны быть уверены в их полной безопасности. Одним из основных направлений деятельности по охране жизни и здоровья подрастающего поколения является безопасность их жизнедеятельности. Работники Щелковского территориального управления большое внимание уделяют профилактической работе со школьниками.


ПАО «МОЭСК»

ПАО «МОЭСК»

21.11.2017  с  09:00 до 17:00 


Ликвидация пожара в СНТ Савинки  в Щелковском районе д

Ликвидация пожара в СНТ Савинки в Щелковском районе д

15.11.2017 в 02.52 в оперативно-дежурную смену ЦУКС поступило сообщение о пожаре в СНТ «Савинки» уч.39 Московская область, Щелковский район.  Загорелась дача щитовая площадью 42м2.


Ликвидация пожара в бытовке  в Щелковском районе д. Леониха

Ликвидация пожара в бытовке в Щелковском районе д. Леониха

13.11.2017 в 17.34 в оперативно-дежурную смену ЦУКС поступило сообщение о пожаре в бытовке по адресу: Московская область, Щелковский район , с.п. Анискинское, д. Леониха.


http://www.liveinternet.ru/stat/spmedvezhye-ozerskoe.ru/index.html?session=395299707