Прокуратура сообщает

    Оказание услуг по уходу и присмотру за детьми  (мини-сады и услуги няни)

    Оказание услуг по уходу и присмотру за детьми (мини-сады и услуги няни)

    Президиум Верховного Суда Российской Федерации в декабре 2017 года утвердил Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором, том числе, рассмотрен вопрос привлечения к ответственности лиц, осуществляющих деятельность по присмотру и уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ.


    Так, Арбитражным судом РФ отказано в привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, якобы, оказывающему услуги по дошкольному образованию без получения лицензии на осуществление образовательной деятельности, необходимой в соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».


    Арбитражным судом отказано в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям: индивидуальный предприниматель организовал группы кратковременного пребывания детей (мини-сад), для занятий с детьми привлечены педагоги, имеющие специальное профессиональное образование. С данными педагогами заключены договоры возмездного оказания услуг. В мини-саду проводились занятия по ознакомлению детей с окружающим миром, музыкой, конструированию, физкультуре, рисованию, развитию речи, лепке. Кроме того, индивидуальным предпринимателем с родителями воспитанников, посещающих группы кратковременного пребывания детей были заключены договоры оказания услуг, в которых указано, что индивидуальный предприниматель совместно с педагогическими работниками осуществляют присмотр и уход за детьми с организацией их досуга в виде развивающих занятий с учетом их возрастных особенностей.


    В силу ст. 5 ФЗ Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ. Здесь же дано определение образовательной программы. Так, образовательная программа – это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.


    Судом указано, что образовательной считается деятельность по реализации образовательных программ в системе образования (п. 9 ст. 2, п. 1, 7 ст. 10, п. 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об


    образовании в Российской Федерации». Учитывая, что деятельность индивидуального предпринимателя не связана с реализацией образовательных программ, такая деятельность не является образовательной в силу Закона.


    Суд также пояснил, что Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, а осуществление мероприятий и организаций досуга детей не входят в этот перечень.


    Таким образом, по мнению суда, мини-садом деятельность по образованию детей дошкольного возраста не осуществлялась.


    При указанных обстоятельствах суд решил, что оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, не имеется.


    Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.


    Старший помощник


    городского прокурора


    А.В. Полякова



    Смотрите также